Почему именно самовары?

 

Николай Германович Филатов, родившийся в Париже в семье русских эмигрантов первой волны, с юности собирает антиквариат, преимущественно русский. Его личные пристрастия отданы разнообразным старинным предметам из металла. Самовары совершенно естественно вошли в круг этих интересов.

 

Чем они вам интересны?

 

Самовары – это не только русский дух, который столь бережно хранит эмиграция. Это самобытный предмет, в котором отразились особенности медного производства на протяжении полутораста лет и художественный вкус русского мастера.

 

Это хобби или …?

 

Конечно, это увлечение. Любопытно, что, по мере роста собрания, находятся ответы на одни вопросы и возникает всё больше новых вопросов, на которые хотелось бы найти ответы в архивах и научных изданиях.

 

Когда появился первый самовар?

 

Свой первый самовар я получил в 1960-х годах от своего деда, маминого отца. Дед всю жизнь страстно любил обжигающий чай, но со временем самовар заменила газовая плита, и потому семейная реликвия переехала к внуку и положила основание будущей коллекции, хотя в то время собрание самоваров даже не замышлялось. Это была простая "банка" среднего размера, грубо починенная и вновь никелированная в Болгарии. Надпись совсем стёрта, но читается, что это какой-то из Баташёвых. В то время я очень обрадовался этому самовару, но теперь, с моим опытом, я вижу, какой он жалкий и неинтересный.

 

Как начала складываться коллекция?

 

Следующие самовары я купил на одной толкучке, которая была в начале 80-х годов вдоль решётки с правой стороны Восточного вокзала в Париже. Другие я купил по случаю на marchée des puces (блошином рынке) и разных барахолках. Таким образом, в конце 90-х годов у меня был десяток самоваров. Всю остальную коллекцию мы собрали за последние десять лет, но это уже другая история.

 

Представленные на выставке – это только часть коллекции?

 

В коллекции около 150 самоваров. Для выставки мы отобрали только тульские самовары (их в собрании подавляющее большинство), стараясь представить как можно больше имён изготовителей и типов клейм.

 

Есть ли принцип, по которому подбираются самовары?

 

Условия диктует рынок. Мы отдаём предпочтение самоварам первой половины XIX века (и их, к счастью, немало в нашем собрании), стараемся приобретать самовары из томпака (т. н. «самоварного золота»), очень любим гравировки имени мастера на крышках, интересуемся редкими клеймами. Сообразуясь с этим, выбираем самовар из выставленных на продажу. Некоторые наши мечты (например, самовар-бочонок) так и не исполнены; мы не имеем ни одного медного русского самовара из-за их исключительной редкости.
Есть один любопытный закон. На каком-то уровне коллекция начинает «оживать» и требовать. Несколько раз мы попали под влияние «спаривания» самоваров. В теории мы вовсе не собирались плодить близнецов. Но, не удержавшись от покупки «двойника», теперь чрезвычайно высоко ценим, например, две пары самоваров наследников Ломова (они чуть различаются в деталях, но имеют разный рост; одна пара из латуни, другая – из томпака).

 

Много ли науки в коллекционировании самоваров?

 

Пока немного, но есть надежда. Очень интересно, когда предположение о времени производства самовара или расшифровка неотчётливого клейма подтверждаются архивным материалом. Опровержения, конечно, не менее интересны.

 

Когда было произведено большинство самоваров, представленных в коллекции?

 

Конечно, в начале XX века, когда тульские изготовители вышли на промышленный уровень. Любопытно, что этих самоваров до наших дней дошло сравнительно немного; во второй половине века они стали массовой добычей Вторсырья. Дорогие изысканные самовары середины XIX века не выбрасывались так бездумно.

 

Как определялось место их производства?

 
 

Почти все клейма и гравировки указывают город, в котором был изготовлен самовар. Немалое производство было в Москве; во многих провинциальных русских городах работали самоварные мастерские. Такие самовары более редки, чем тульские, и внешне отличаются от них. Многие самовары без клейм из нашей коллекции были, скорее всего, изготовлены в Туле; другие неклеймённые самовары имеют совсем не тульский тип, но трудно установить, где именно они были изготовлены.
Для продавца русских самоваров имеет смысл знать язык производителя. Самовар Василия Медведева (№ 53) мы сторговали в Голландии. На продаже не было объявлено, что он русский. Давались честные фотографии, в том числе, гравированной надписи на крышке: василей Медведевъ въ туле. Вывод продавец делал неожиданный: это, дескать, может быть, французский самовар до 1940 гг. Между тем, это подлинный русский самовар первой трети XIX века.

 

Как определялась дата производства?

 

Во-первых, моя датировка довольно приблизительная, и я всегда старался не "состаривать" свои самовары. Во-вторых, мода и технические новинки шли из столицы, сначала к крупным производителям, затем - годы спустя, к мелким изготовителям, которые придерживались старых традиций и привычек. Например, когда вошли в моду "кратеры" в Петербурге (серебро, фарфор...), через некоторое время, не очень продолжительное, вы находите эти формы у крупных самоварщиков - Маликова, Лукьянова и др. А мелкие кустари эту форму начали употреблять гораздо позднее, вплоть до 1870-80-х годов (например, Катов, Извольский и др.), когда уже никто из крупных их современников это давно не делал. То есть хронологически эволюция форм самоваров многоступенчатая.

 

Есть самый любимый?

 

Мы одинаково любим самовары Николая Маликова на львиных лапах и дорожные самовары. В остальной части коллекции у каждого свой вкус. Николай Германович предпочитает самовары «амфоры»; Наталья Сергеевна – самовары «кратеры».

 

Откуда приходят самовары на рынок?

 

Есть две возможности: либо это были семейные самовары, либо это товар торговца-посредника, может быть, из другой страны. Есть также случаи, когда коллекционеры продают часть своей коллекции.

 

Каким образом и где вы находите самовары?

 

К сожалению, marchée des puces блошиные рынки и толкучки в Париже никогда не изобиловали самоварами. За десятки лет я купил на marchée des puces Блошином рынке в общей сложности 7 самоваров.
Найти самовар на аукционе – ещё более редкая удача.

 

Что представляет собой современный рынок самоваров?

 

Самый разнообразный рынок самоваров на Интернет. Он позволил покупать самовары по всему миру (т. е. в Европе и Америке), развиваясь на наших глазах. Поначалу самовары были редкостью. Постепенно торговля шла всё успешнее, и ещё несколько лет тому назад выпадали недели, когда мы получали 2-3 самоварные посылки из разных стран мира. Основным «поставщиком» стала Германия. Теперь пополнение коллекции идёт очень туго. С одной стороны, уменьшаются наши потребности в приобретении; с другой – пустеет и рынок.

 

Приходилось ли бороться за покупку?

 

Всегда, если самовар продавался с аукциона. Несколько самоваров ушло в чужие коллекции, потому что мы не готовы были к его окончательной цене; другие мы упустили потому, что невозможно установить круглосуточное наблюдение за всем, что бывает в продаже на интернет.

 

Как в настоящее время ценятся самовары тульских мастеров?

 

Нельзя сказать, что русские самовары в целом популярны повсюду; они имеют ценность среди русских коллекционеров в разных странах и на Ближнем Востоке, где они широко копировались.
Однако ранние тульские самовары – предмет охоты коллекционеров во всём мире; самовары позднего массового производства – не самые желанные гости в собраниях.
Самовары из накладного серебра петербургских и московских фабрик всё-таки ценятся выше, чем тульские самовары того же времени. Это совершенно естественно, - самовар из накладного серебра был предметом роскоши и доступен очень немногим.
Очень высоко ценятся польские посеребренные самовары 1880-х годов, даже не самых изысканных форм. Но здесь мы, видимо, вступаем в чужую патриотическую область.

 

Какой из самоваров имеет наиболее интересную историю его приобретения?

 

Пожалуй, большая коническая «ромашка» Николая Маликова (01). Самовар был выставлен в 2009 году на аукционную продажу через интернет. Нам удалось его купить и, чтобы избежать повреждения самовара при пересылке, Николай Германович лично поехал в Бельгию поездом. Из-за того, что скорый поезд задержался, он  не успел на пересадку, и пришлось воспользоваться такси. Николай Германович опасался, что продавец не станет его дожидаться, так как встреча была назначена на вокзале в Куртре в определённый час. В Париж Николай Германович  привёз самовар на руках, как ребёнка, и можем сказать, что это был тяжёлый ребёнок.
По рассказам продавца, самовар был приобретён предками со стороны отца, которые жили под Парижем в начале XX века и часто в Париже бывали, и, по предположению потомков, там его и приобрели. В течение 100 лет самовар передавался от отца к сыну. В связи с переездом из большого дома в маленькую квартиру родители продавца решили расстаться с самоваром.

Важное замечание: если все другие самовары мы видели в других музейных или частных собраниях, то такой самовар пока встретили только в одной коллекции.

 

 

В каких пределах колеблется современная стоимость самоваров?

 

Обычный поздний самовар практически ничего не стоит. Заметим, что в целом приобретение самовара за рубежом более выгодно.
Самовары редких форм и раннего производства могут достигать довольно высокой стоимости. Тульский самовар первой четверти XIX века (например, Ивана Ломова) может быть продан сегодня не дешевле полутора тысяч евро.
Мы не готовы платить любые деньги и стараемся совершать только разумные покупки. В США долгое время был выставлен на продажу самовар-рюмка Баташёвых. Поскольку на одной из медалей изображён профиль Николая II, продавец сообщал, что самовар принадлежал лично последнему русскому императору и просил за него 175 тысяч долларов. Это комическая ситуация. Но есть несколько случаев, когда очень интересные самовары с не столь сильно, но всё-таки завышенной ценой, не продаются. Даже у страстных коллекционеров есть свои пределы.

 

Как часто вы пьете чай из самовара?

 

Такого опыта мы не имеем. Во-первых, в современных квартирах это неудобно; во-вторых, самовар должен быть в идеальном рабочем состоянии, а у нас такого нет, - все наши самовары поскитались по белу свету и не всегда находились в бережных руках.

 

 

О коллекцииСтатья Н.С. ФилатовойГалерея самоваров

Устройство самовараПроизводителиО выставке

Яндекс.Метрика