Паломничество девицы Елизаветы Хрипковой

В коллекции документов ГУ ГАТО есть небольшой фонд № 667 «Хрипкова Елизавета Павловна (1810-1864), дворянка, паломница, храмосоздательница Крестовоздвиженской церкви в с-це Борщёвое Венёвского уезда». Фонд совсем небольшой, всего 11 единиц хранения, но связан он с жизнью замечательной женщины, имя которой сегодня, увы, мало кому известно. Небогатая тульская дворянка Елизавета Павловна Хрипкова совершила в своей жизни своеобразный подвиг: ей в одиночку удалось собрать средства на строительство храма в родном сельце Борщевое Венёвского уезда, для чего она совершила несколько паломнических путешествий по России, побывала даже в г. Иерусалиме. Подвигла ее на это многотрудное дело мечта – создать женскую сестринскую общину. Во второй половине XIX в. Россия испытывала возрождение женского монашеского движения, почти исчезнувшего в XVIII в. С середины XIX в. число женских обителей начало быстро расти. Только за 24 года правления Александра II в России было открыто 107 новых монастырей. Первоначально на местах предполагаемых обителей создавались так называемые «сестринские общины», а затем на их базе – монастыри. Паломнические хождения Хрипковой по городам России как раз и способствовали расцвету этого монастырского строительства.

Происходила Елизавета Павловна из потомственных дворян, получивших за службу еще при царе Алексее Михайловиче поместья в Соловском (Крапивенском) уезде. Ее родители – отставной поручик Павел Ильич и Любовь Ивановна – жили в разных местах, пока не осели на постоянном месте жительства в с-це Борщёвое Венёвского у., о чем свидетельствуют метрические свидетельства о рождении их детей: старший Александр родился 7 октября 1805 г. в с. Спасском Клинского у. Московской губ., Елизавета – 29 июня 1810 г. в г. Архангельске, в приходе Воскресенской церкви, Илья – 25 января 1812 г. в г. Москве, в приходе церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что за Смоленскими воротами, Анна – 21 апреля 1814 г. в с-це Борщёвое Веневского у., Александра – 20 августа 1816 г. в том же сельце.

Хрипков Павел Ильич в 1817-1819 гг. был одним из заседателей Венёвского уездного суда и заседателем по делам Дворянской опеки, умер до 1820 г., оставив жене и детям 65 душ крестьян в с-це Борщёвое и 60 душ – в д. Каменка Богородицкого у. в безраздельное владение. Елизавета Павловна получила хорошее образование: она, благодаря хлопотам своей матушки, училась в Московском училище ордена св. Екатерины (Московском Екатерининском институте благородных девиц). Собственно, воспитание и образование, полученные там, и составляли почти все ее приданое. Елизавета, как и ее сестры, осталась незамужней, братья продолжили семейную традицию «служилых» людей.

Старший Александр начинал службу в Сухопутном корпусе, затем поступил в Рязанский пехотный полк в чине рядового, затем подпрапорщика в 1823 г. В 1842 г. от службы по причине болезни был уволен, с чином капитана и правом ношения мундира. Во время военной службы принимал участие в компании против участников Польского восстания 1830-1831 гг. После выхода в отставку приобрел собственное имение в с-це Подлесном Крапивенского у., где и проживал с семьей. Александр Павлович Хрипков был женат на дочери чиновника 9-го класса Николаевой Татьяне Ивановне, имел детей Владимира и Павла, последний служил гражданским инженером в г. Туле.

Илья Павлович Хрипков в юности учился в Архитекторской школе Экспедиции Кремлевского строения, но в феврале 1831 г. перешел на военную службу. В Крымскую компанию 1853-1856 гг. он служил в чине капитана в Венёвской ополченческой дружине № 89, вошедшей в состав Охотского егерского полка 11-ой пехотной дивизии.

Е. П. Хрипкова, ее братья и сестры были внесены в VI часть родословной книги «Дворянство Тульской губернии».

В 1850-е гг. Е. П. Хрипкова предприняла несколько паломнических путешествий по России и в г. Иерусалим с целью посещения святых мест и сбора средств на предполагаемое строительство храма в с-це Борщёвое Крапивенского у. Неоднократные ее обращения как устные так и письменные, к императорским особам и другим состоятельным людям дали результат: храм в сельце был построен в 1859 г. и освящен в 1862 г. во имя Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня. Храм был выстроен из камня с такой же колокольней под железной крышей. Кроме того, построили деревянный дом для священника. Церковь не была приходской, в соседнем селе Богородицком совершали все необходимые для жителей требы, а в борщёвском храме умерших стали отпевать только с 1894 г. По замыслу храмосоздательницы церковь предназначалась для будущей женской обители, на что было подано соответствующее прошение в Святейший Синод.

Для дополнительного сбора средств на приобретение церковной утвари и богослужебных книг Елизавета Хрипкова добилась разрешения печатать и продавать копии с чудотворной иконы Успения Божией матери, привезенной ею из г. Иерусалима. В д. 7 фонда есть засвидетельствованное описание чуда выздоровления полковницы Милоховой Марии Никитичны, произошедшее в 1853 г. в с. Карники, имении богородицкой помещицы Васильевой Александры Федоровны, куда Хрипкова привезла икону.  

Mobirise Website Builder

Эсфигмено-Вознесенский монастырь на Афонском п-ве, Греция 2010-е гг.

Средства для устроения церкви Елизавета Павловна получала из разных источников: сбор в виде пожертвований в храмах г. Москвы и г. С.-Петербурга, поступления от императрицы Марии Александровны и великой княгини Елены Павловны (д. 5), других состоятельных людей из разных городов России, высокопоставленных иерархов Русской православной церкви. Хрипкова помогала также архимандриту афонского Эсфигмено-Вознесенского монастыря Агафангелу, с которым познакомилась во время своего паломничества. Агафангел получил высочайшее разрешение для сбора милостыни в течение полутора лет по всей России на устроение церкви во имя Киево-Печерских святых внутри монастыря и на возобновление северной монастырской стены, размытой волнами моря. Агафангел указывал Хрипкову как свое доверенное лицо для сбора и отправки пожертвований (д. 6).

Свои впечатления о паломнических путешествиях Елизавета Павловна опубликовала в санкт-петербургском журнале «Странник» в 1860 г., где описала поездки в г. Санкт-Петербург, Москву, Киев, по Тульской, Орловской и другим губерниям для сбора средств на строительство церкви. Публикация была единственной, теперь эта рукопись хранится в Государственной публичной исторической библиотеке, но фрагмент ее (возможно, один из вариантов) находится в фонде (д. 8). В этом фрагменте особенно явно прописаны сомнения Хрипковой в собственных силах свершить задуманное: «… Зачем я взяла на себя такой ужасный обет, который никак не могу исполнить, и что не за свое дело взялась – могу ли докончить храм…», и там же ее вывод, что «… волос с главы без Его воли не спадет…, Владычице было угодно вселить во мне такое послушание, чтобы я несумненно шла на подлежащий подвиг…».

Mobirise Website Builder

Храм Иверский Божей Матери в Успено-Иверском монастыре. Фото 1914 г.

Хрипкова Елизавета Павловна скончалась в 1864 г. и была похоронена при созданной ею Крестовоздвиженской церкви в специальной усыпальнице на западной стороне храма. В том же году умерла ее мать Любовь Ивановна, была похоронена там же. В 1866 г. умер капитан Хрипков Илья Павлович и был похоронен при церкви как «сотрудник в постройке сего храма и вкладчик в него всего своего имения».

Дело Елизаветы продолжила ее сестра Александра, ставшая послушницей Тульского женского монастыря, а потом монахиней Арсенией. В 1867 г. еще до пострижения она добилась учреждения в с-це Борщёвое сестринской Крестовоздвиженской общины и училища для девочек. Община была приписана к владычному Введенскому общежитийному Серпуховскому монастырю 3-го класса, основанному еще в 1361 г. митрополитом Московским Алексием. Вдова Ильи Павловича Хрипкова Анна Николаевна стала духовной дочерью своей свояченицы и передала все наследственное имущество Серпуховскому монастырю. Александра Хрипкова (Арсения) была попечительницей Крестовоздвиженской церкви до своей кончины в 1876 г. И она, и ее сестра Анна, страдавшая от долгой болезни и умершая в 1873 г., были похоронены в прицерковной усыпальнице.

Mobirise Website Builder

Иверский храм в с. Борщёвом. 2010-е гг.

Крестовоздвиженская община в с-це Борщёвом продолжила свою жизнедеятельность: в 1892 г. она обрела самостоятельность, а с 1898 г. – была преобразована в монастырь, получив название «Успено-Иверский общежитийный женский монастырь». Двухэтажное здание храма в часть Иверской иконы Божьей матери было построено в монастыре в 1893-1913 гг. Эта церковь стала первой в уезде, которая была оснащена вентиляцией и паровым отоплением, что давало возможность проводить богослужения в верхнем и нижнем храме круглый год. В 1921 г., несмотря на сопротивление монахинь, монастырь был закрыт. Деревянная колокольня была разобрана, все стены и монастырские постройки со временем исчезли, в 1958 г. были сняты пять куполов. В 2000 г. здание Иверского храма было восстановлено, но купола в новом варианте храма заменили на шатры. С осени 2004 г. в храме регулярно проводятся службы.

Mobirise Website Builder
Бритенкова Л.В.
Главный палеограф отдела НСА

Created with Mobirise ‌

Offline Web Maker